Сахалин, 19 ноября, SakhalinMedia. Представители подразделений таможни изучат базовые требования к системе менеджмента качества (СМК), которая реализуется в деятельности южно-сахалинского таможенного поста, сообщает РИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу сахалинской таможни. В рамках пилотного проекта в Южно-Сахалинск приехал специалист Томского политехнического университета.Не так давно в Сахалинской таможне были разработаны и утверждены основные стандарты СМК серии ИСО 9000. Основная цель их внедрения — повышение качества государственных услуг, в частности, при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля.Директор института качества Томского политехнического университета Алексей Клепиков, имеющий опыт реализации подобного проекта в Сибирском таможенном управлении, рассказал о целях приезда:- На Сахалине я представляю гораздо более глубокую программу СМК, поскольку в Сибирском таможенном управлении проект реализовывался лишь на уровне руководящего состава. Здесь наша главная цель — обучение внутренних аудиторов, что и является результатом завершения программы. Программа рассчитана на целую рабочую неделю, после окончания курса представители подразделений получат сертификаты государственного образца.Помимо теории, в программу включены деловые игры и пилотные проверки. Последние проведут сами обученные аудиторы в различных подразделениях таможни. «Данные стандарты пропагандируют так называемый “горизонтальный подход”, то есть отношения между подразделениями, — объяснил А. Клепиков. — Это направлено прежде всего на то, чтобы участники внешнеэкономической деятельности почувствовали себя потребителями услуг».Конечно, добиться высокого уровня качества этих услуг не так просто, поскольку на госслужбе без вертикальных взаимосвязей не обойтись и сам таможенный пост не является автономным учреждением. Но здесь, по словам томского специалиста, очень важен психологический момент, настрой и мотивация служащих. Все это может появиться лишь в том случае, если у каждого участника проекта появится одна объединяющая цель. Для таможенных органов, на которые по аналогии со многими правоохранительными структурами наложен отпечаток стереотипов, такой задачей может быть разрушение данных представлений и создание положительного образа таможенника.Стоит отметить, что сахалинские таможенники одни из первых среди своих российских коллег внедряют систему менеджмента качества. Первооткрывателем в данном направлении стало Приволжское таможенное управление, практический опыт которого также лег в основу стандартов, разработанных на Сахалине. При этом важно отметить выбранный объект эксперимента — Южно-Сахалинский таможенный пост. Именно на постах совершаются основные таможенные операции, происходит непосредственное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности. В Южно-Сахалинске оформляется подавляющее большинство таможенных деклараций, приходящихся на регион деятельности таможни, в том числе в электронном виде. Работает система удаленного выпуска, благодаря которой товары, прибывающие в порт Корсаков, также можно оформить в областном центре. Поэтому первоочередные стандарты системы менеджмента качества связаны с таможенным оформлением товаров и предоставлением документов при их декларировании в электронной форме.